Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Александр Свиязов: «Выгодная скульптура – это не про деньги»

В Ульяновск при поддержке Архитектурной мастерской «Симбирскпроект» приезжал молодой талантливый художник-скульптор Александр Свиязов, автор многочисленных монументальных и станковых композиций, член Творческого союза художников России, реализовавший заказы для Министерства обороны, московских театров, создавший памятник основателю ВДВ генералу Василию Маргелову, памятник ушедшим на фронт работникам ВДНХ.

Жители нашего региона знакомы с творчеством Свиязова, родившегося в маленьком ульяновском селе Таволжанка. Он автор памятника Аркадию Пластову в селе Прислониха (за эту работу получил серебряную медаль Академии художеств РФ), памятника участникам локальных войн в Карсуне.

Творческая встреча Александра Свиязова с ульяновской публикой символично состоялась в Музее изобразительного искусства XX–XXI вв., где была представлена выставка Александра Рукавишникова («Трансформация после Брейгелей»): наш земляк – любимый ученик прославленного скульптора современности.

Вот о чем рассказывал Александр Свиязов.


О своих учителях

Я родился не в семье скульптора, – в простой многодетной семье, но мне с детства нравилось лепить. А вообще, очень важна атмосфера, в которой растет художник, и, конечно, школа.
Не было бы Микеланджело, если б не было школы Медичи. Вот и Александр Рукавишников родился в семье гениальных скульпторов. Чудес не бывает: взял и слепил. Нет, пока яблоня дикая, ее плоды – горькие, а чтобы стали сочными, вкусными, нужно прививать. И вся история искусства на это направлена. Скажите мне фамилию художника, и я с большей долей вероятности скажу, кто его учитель.

И мне было у кого учиться, перенимать азы скульптуры у мастера, который внушал нам: объем – основа всего. Рукавишников часто говорил про превращение искусства: кто ты сейчас? Бронзовый боец, тупой ремесленник или мятущийся гений?
Для меня он был как второй отец, наставник по жизни, который может что-то подсказать. Своей теплотой по отношению к ученикам Александр Иулианович похож на моего педагога Карсунской ДШИ им. Аркадия Пластова, которую я окончил 20 лет назад, очень интересное место! Нина Федоровна Белова – учитель от Бога, она и друг, и наставник, всегда душой болела за своих учеников. И у нее были самые плодовитые выпуски: каждый чего-то достиг в творчестве.

Профессор Рукавишников со своими учениками уже на первом курсе разговаривает как с художниками, ставит творческие задачи: а ты слепи так, как ты бы сам хотел, то, что сам любишь. Может, ты фанат футбола или рыбак… Бесконечный поиск не нужен: выбери то, что тебе близко, может быть, в детстве окружало.
И свой стиль у меня образовался с помощью Рукавишникова. Как-то раз набросал я скульптуру мужичка – свободно, свежо. Принес мастеру: вот, мол, хочу доделать. А он покрутил и говорит: а по-моему, он готов. Как? Тут же только наброски – мазки, махи… Но вот ты уже идешь по этому пути, и накапливается целая серия работ в стиле экспрессионизма.

Сейчас мы с Рукавишниковым по-прежнему в хороших отношениях, я даже попал в фильм, где снято, как мы вместе делаем памятник шахтерам Краснокаменска. Здесь мы добавили сурового в хорошем смысле стиля, интересно смотреть на этот объект. А если людям неинтересно, то зачем вообще все это?..

О памятнике Пластову

На втором курсе Московского института им. В. Сурикова я слепил эскиз памятника Аркадию Пластову, показал его Рукавишникову, внуку Пластова. Николай Николаевич говорит: а давайте памятник сделаем!
Кое-что подсказал, например, что надо сделать треногу к мольберту.
И Александр Иулианович подписал бумагу губернатору, что я справлюсь. Рабочий эскиз утверждали на большой комиссии, считай, все именитые московские скульпторы там были.
Портрет художника раз десять переделывал – это же постоянные упражнения. Скульптура – одна, а деталей у нее – множество.
Я вывел такое определение – выгодная скульптура. И это не про деньги.
Выгодна скульптура – это когда портрет ты сделал, как, скажем, французские мастера XVIII века, драпировки пустил шикарные, как у Мацу. Или композиция выгодная для скульптуры: все работает на результат.
А невыгодно – это когда ты сделал объем, но посредственно выполнил портрет, складки вялые….

О своих работах

Есть у меня какое-то количество удачных работ, все они неповторимые: невозможно повторить определенное настроение, вдохновение, образ придуманный. Я как-то лепил бабушку, которую видел в деревне. Ей 90 лет, у нее такой вид божественный, такие глаза живые! Долго не мог ее образ повторить, а потом – раз! – и получилось.

Мои работы есть в Подмосковье, на ВДНХ совместный памятник стоит. В Москве установлены памятные доски, например, Николаю Рукавишникову, первому гражданскому командиру космического корабля, который впервые в истории космонавтики вручную совершил посадку в аварийном режиме.

А недавно открыли мемориальную доску автору пьесы «Любовь и голуби» Владимиру Гуркину, тоже моя работа.

О материальной выгоде

Мельчаем!
В советское время скульпторы были небожители, которые шиковали. Скульптор – это было престижно, как сегодня айтишник. Сейчас все в прошлом.

У меня мастерская на Чистых прудах – подвальчик от Творческого союза художников, который спасает.
На Западе нет такого, чтобы слепить в никуда, для себя – только для того, чтобы продать. Там у скульпторов главный вопрос: а сколько это будет стоить? У нас все-таки творчество на первом месте.



Александр Рукавишников об Александре Свиязове:

– Сашка Свиязов, как он обычно представляется, смерчем ворвался сначала в тихий омут «Сурка», потом в робкую и изобилующую посредственностями, по сути сервильную жизнь московской скульптуры.
Его зачарованность жизнью безгранична, влюбленность в процесс создания рождающегося нового объема сравнима, пожалуй, с влюбленностью Хендрикса в родную гитару. Пластика его предсказуемо непредсказуема и мощна, разум отпущен именно настолько, насколько надо. И, главное, «фрики» его любимы им до боли в стиснутых зубах.
Искусство Саши очень национально, интересно для иностранцев. Допускаю, что ему нет равных в современном мире…


Фото Т. Задорожней, из архива А. Свиязова

За помощь в подготовке материала благодарим Архитектурную мастерскую «Симбирскпроект» и его генерального директора Александра Капитонова.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: